Каталог услуг
Интервью директора СПб ГБУ «Горжилобмен» С.А. Филимонова
Государство имеет дело с цифрами. Тысячи человек, миллионы квадратных метров, миллиарды рублей. А по улицам ходят отдельные люди, непохожие друг на друга. «Горжилобмен» - редкое место, где эти две реальности встречаются. О вечных жилищных проблемах и оперативных решениях мы беседует с руководителем ГБУ «Горжилобмен» Сергеем Филимоновым.
- В названии вашего учреждения уже заложен первый вопрос. Когда-нибудь жилищная проблема закончится, или это навсегда?
- Ну, что понимать под жилищной проблемой. Эта проблема возникает у конкретных граждан, по разным причинам – по семейным, по иным обстоятельствам… А у нас социальное государство, и оно помогает конкретным людям (не всем подряд, а тем, кому это действительно необходимо) решать такие вопросы. Для этого вырабатываются жилищные программы. Мы – «Горжилобмен», выступаем как операторы таких программ, осуществляем подготовку документов и обеспечиваем решение проблем.
- Кому государство считает нужным помогать в первую очередь?
- Обязательство номер один - улучшить жилищные условия граждан, которых поставили на жилищный учет. Это очередники. Есть определённые требования: стаж проживания в Петербурге, недостаточная обеспеченность квадратными метрами на члена семьи, коммунальное проживание, аварийность жилища, многодетность, инвалидность… Люди состоят на учете. Конечно, долго: государство не может обеспечить всех нуждающихся бесплатным жильем. И чтобы не дожидаться очереди годами и десятилетиями – в Петербурге есть развитая система содействия: в виде социальных выплат, субсидий, льгот по кредитованию. Практика показывает: более эффективны те программы, в которых предусмотрены и помощь государства, и усилия самого гражданина.
- Насколько мы видим, государство последовательно переходит от бесплатного предоставления жилья - к предоставлению права на субсидию. Это стратегия?
- Да, это основной подход. Конечно, он реализуется с учетом реальных возможностей бюджета. Если говорить про очередников – в первую очередь содействие оказывается тем, у кого есть льготы. Это вопрос приоритетов. Из аварийного жилья люди расселяются в первоочередном порядке, такие вопросы надо решать быстрее.
- На каком этапе вы включаетесь в расселение?
- Когда признается аварийность, начинается расселение, мы получаем соответствующие документы, заключаем с гражданами договоры мены. Жилье оценивается, это делает выбранная на конкурсе оценочная компания, если новое жилье более просторное – собственник доплачивает. Наниматели получают пригодное жилье в соответствии с нормами – 18 кв.м на члена семьи, 33 кв.м – для одиноко проживающих. И в дальнейшем могут приватизировать полученное жилье. Если, конечно, они этим правом не воспользовались ранее.
- Какое из направлений больше всего хлопот доставляет, какие ситуации труднее всего разрешать? Коммунальные квартиры, аварийные?
- Трудно сказать. Ситуации бывают разные. Но за эти годы все отлажено, есть полное понимание, есть алгоритмы – как в какой ситуации действовать. Граждане стали намного грамотнее, они обычно осведомлены о своих правах. Сложнее всего, когда по здравому смыслу надо бы помочь, а по закону не положено.
Много проблем возникает в отношениях с соседями или между родственниками. И необязательно это в коммуналках – и в семье бывает такой раздрай, что не могут жить вместе, и нет другого выхода, кроме как разъезжаться. Но и возможность такая не всегда и не у всех есть. В очереди на улучшение не состоят, ипотеку выплачивать не могут, арендовать тоже не всем доходы позволяют… Не всегда получается придумать, чем можно помочь.
- У вас в учреждении более 80% сотрудников - женщины. Почему так сложилось, зарплата маленькая или мужчинам психологически тяжело, не справляются?
- С этой работой женщины в принципе лучше справляются. Они аккуратнее, терпеливее. Больше способны сопереживать. У нас много важной, но однообразной бумажной работы.
- Сколько посетителей проходят через ваше учреждение за год?
- Около ста тысяч. Многие не по одному разу, но в среднем – примерно такая цифра. Бюджетники, например, врачи или учителя, если получают жилищную субсидию и льготы по кредиту, должны раз в квартал подтверждать, что по-прежнему работают в бюджетном учреждении. На 10 лет человек получает беспроцентную рассрочку – и 10 лет он должен работать в школе или больнице. Когда эту программу принимали, был серьезный дефицит кадров, сейчас с этим полегче.
- Государство на этом зарабатывает? Продавая квартиры бюджетникам в рассрочку, продавая комнаты в коммуналках?
- За год из этих источников в бюджет поступает примерно полтора миллиарда рублей.
- Консультации у вас платные?
- Нет, консультируем мы бесплатно. 25 тысяч человек в год приходят на консультацию. Большинство приходит выяснить, какое содействие от города можно получить по той или иной программе.
- Конкурируете с риэлторами?
- К нам чаще обращаются в ситуациях, с которыми далеко не каждый риэлтор справится: сложные расселения, «цепочки».
- Отдел приватизации будете сокращать? Муниципальных квартир с каждым годом остается все меньше...
- Приватизация продлена, она бессрочна и бесплатна. Поток таких заявлений сокращается, но сейчас, похоже, стабилизировался. В предыдущие годы по 30-35 тысяч квартир приватизировали, потом 20 000, пока мы рассчитываем, что приватизация будет идти темпами примерно по 15 000 в год. Но сокращать никого не собираемся – у нас работают классные специалисты, одно направление исчерпывается, возникает другое.
Продолжение интервью в подразделе сайта «СПб ГБУ «Горжилобмен» - 90 лет».